Алекс ван Вармердам: Киев – очень светлый город

 Алекс ван Вармердам: Київ – дуже світле місто

В конце апреля в кинематографической жизни Украины состоялось яркое событие: открывать свою первую в Украине ретроспективу в Киев приехал культовый голландский режиссер Алекс ван Вармердам (далее – АВВ). И приехал не один, а со своим братом Марком (МВЗ), который является неизменным продюсером фильмов и спектаклей своего брата. 26 апреля в киевском отеле Radisson Blu Podil состоялась беседа с братьями ван Вармердамами, в которой принял участие и корреспондент национального портала kino-teatr.ua. Предлагаем вашему вниманию запись этой интересной беседы.

П. – В творчестве каких режиссеров вы ищете источник вдохновения?

АВВ. – Поскольку я родился в 1952-м году, а формировался как режиссер в 70-х годах прошлого века, то в первую очередь имею вспомнить Хичкока и Бунюэля, хотя что касается первого, то на то время он уже был мертвым автором. Стоит упомянуть и такие фильмы, как «Французский связной» с Джином Хэкменом. И вообще очень трудно отвечать на подобные вопросы, ведь иногда трудно указать на какие-то вполне определенные фильмы или их авторов: все состоит из тысяч маленьких художественных опытов и переживаний. Но все же вспомнит еще Лорела и Харди, которые также очень повлияли на мою творческую манеру. У них я научился показывать людей полностью, с головы до пят: мне кажется, что человеческое тело полностью говорит значительно больше, чем крупный план лица или какой-либо другой части тела.

П. – А что вы можете сказать о новом поколении голландского кино?

 Алекс ван Вармердам: Київ – дуже світле місто

АВВ. – Я так надеялся, что этот вопрос мне не зададут (смеется). Знаете, мне трудно об этом говорить, ведь молодое поколение очень рассеянное, они снимают фильмы время от времени и преимущественно это коммерческий продукт. Да и режиссеры то появляются, то исчезают и снимают крайне нерегулярно.

П. – А видели ли вы ильма группы бельгийских режиссеров, представительницей которой является Фиона Гордон со своим фильмом «Айсберг», который очень напоминает ваши фильмы?

АВВ. – А я его не видел. Как, вы говорите, ее зовут?

П. – Фиона Гордон.

АВВ. – нет, не знаю, но мне известно, что в Бельгии сейчас идет целая волна хорошего кино.

В. – В одном из интервью после «Боргмана» вы сказали, что сами себе выставляете определенные творческие ограничения. И добавили, что в «Шнайдері против Бакса», который будет фильмом про наемных убийц, в котором никого не должны убить. Почему же вы сами нарушили собственные ограничения?

АВВ. – Такая идея была у меня только в начале процесса, и не стоит забывать, что сам творческий процесс – это игра, правила которой стоит иногда менять. Идея фильма о двух наемных убийц, в котором никого не убивают, конечно прекрасная, но мне казалось довольно глупым строго следовать установленным правилам, но снимать при этом плохое кино. К тому же, когда я сажусь за сценарий нового фильма, у меня нет четкого его плана – я просто начинаю писать и события подчиняются творческой логике.

П. – Большинство ваших фильмов открыты для зрительских домыслов и всегда оставляют много вопросов без ответов. А для вас самих они тоже открыты для домыслов?

АВВ. – Да, вы правы, люди часто видят в моих фильмах то, чего я не вижу сам. И мне это крайне интересно, и я никогда не опровергаю тех смыслов, которые в них увидели зрители.

П. – А как вы относитесь к украинскому кинематографу? Не собираетесь снять здесь фильм?

АВВ. – Я ничего не знаю про украинское кино, а что касается съемок здесь фильма, то могу сказать, что по дороге из аэропорта мы увидели качество футуристические дома просто как из какого-нибудь фантастического фильма, а рядом – старые советские здания. Это меня очень поразило, то же – кто знает…

МВИ. Возможно, Алекс еще не в курсе, но с недавних пор я продюсирую не только его фильмы (смеется), и один из них — это новый фильм Сергея Лозницы.

АВВ. – Надо еще сказать, что в Амстердаме показывают много фильмов со всего мира, и они очень быстро меняются в репертуаре, но насколько мне известно, украинские фильмы никогда не попадали на афише голландских кинотеатров. К тому же я – режиссер, а не человек, который смотрит по 10 фильмов каждый день: мне нужно время для моего собственного творчества.

П. – Позвольте уточнить, о какой фильм Сергея Лозницы идет речь – о «Донбасс» или «Бабий Яр»?

МВИ. – На английском он называется Gentle Creature, то есть «существо». Это игровое кино, которое мы начнем снимать в июле этого года. А «Донбасс» мы тоже с ним обсуждали.

П. – Очевидно, что Марк работает не только с братом, но все же хотелось бы спросить, как ему работается с Алексом. Или позволяет себе Марк вмешиваться в творческий процесс брата?

 Алекс ван Вармердам: Київ – дуже світле місто

МВИ. – Мне с ним очень тяжело работать (смеется). Мы работаем вместе уже 40 лет – сначала в театре, потом в кино. Моя нынешняя работа – директор театральной компании и продюсер всех фильмов Алекса. Но я – нетипичный продюсер – я не снимаю фильмы ради прибыли, я делаю это лишь потому, что Алекс постоянно пишет сценарии и их надо реализовывать. При этом я понятия не имею, что он там пишет — он мне ничего не показывает до тех пор, пока не решит, что сценарий готов. Таким образом, я не вмешиваюсь в процесс написания, и моя работа начинается в тот момент, когда сценарий уже написан.

П. Снимая фильм, вы думаете об аудитории, для которой это делаете?

АВВ. – Конечно думаю, ведь моя аудитория – это я. Я рассчитываю, что будущий зритель будет чем-то похож на меня: по уровню образованию, за понимание того, что происходит.

П. – Вы провели в Киеве уже 1 день. Какие главные впечатления, кроме зданий, о которых вы уже упоминали?

АВВ. –И я пока кроме зданий еще ничего не видел (смеется), и я не ожидал, что Киев – такой светлый город. Он производит впечатление южного города, кажется, что ты где-то на Ривьере.

П. – Что ж, спасибо за визит и творческих вам успехов.

   

 Алекс ван Вармердам: Київ – дуже світле місто

Источник