Алик Шпилюк: «Феликс» изящнее «Оскара»

 Алік Шпилюк: «Фелікс» витонченіше «Оскара»

Как известно 10 декабря 2016 года в польском Вроцлаве, что в этом году Европейской Столицей Культуры, прошла 29-я церемония вручения премии Европейской Киноакадемии, которая раньше носила имя Феликс. Корреспондент kino-teatr.ua встретился с одним из украинских киноакадемиков Алик Шпилюк, чтобы узнать подробности из первых уст. Предлагаем вашему вниманию краткий запись этого разговора.

КТ. — Алик, как давно ты академиком или как это правильно называется?

АШ. — Это называется голосующий член Киноакадемии, или же по-английски voting member. И если считать по проведенным церемониям награждения, то в этом году она у меня была пятая, а по посещению — четвертая. Таким образом получается, что вступил я в нее в 2012-м году.

КТ. — А как это происходит — сама процедура вступления?

АШ. — В члены Академии принимают или профессионалов, которые принимают участие в создании фильмов-номинантов …

КТ. — То есть это происходит автоматически: любой из основных авторов фильма, который номинируется на «Феликса», становится членом Европейской Киноакадемии?

АШ. — Именно так, любой из основных творческих авторов фильма, а именно режиссер, автор сценария, оператор, художник и композитор, автоматически становится академиком. Есть и другой вариант: достаточно иметь в фильмографии 3 полнометражные фильмы и рекомендации от двух действующих членов Академии. Некоторое время назад Академия стала принимать в свои ряды так называемых институциональных членов, которым я, собственно, и является. Я был принят в Европейскую Киноакадемию как один из сотрудников Одесского Международного Кинофестиваля. Точно так же туда вошел и Андрей Халпахчи, как президент МКФ «Молодость», Денис Иванов, директор ОМКФ, хотя теперь он автоматически туда вошел бы как продюсер фильма…

КТ. — «Полина» Олиаса Барко?

АШ. — Или этого, или фильма Мирослава Слабошпицкого.

КТ. — Ты имеешь в виду «Люксембург»?

АШ. — Нет, он был одним из продюсеров «Племени».

КТ. — Понятно. Таким образом, получается, что Украина в Европейской Киноакадемии представляешь ты, Денис Иванов, Андрей Халпахчи …

АШ. — Нет, сейчас насчитывается 17 украинских евроакадеміків.

КТ. — Ого!

АШ. — Да, для меня этот факт в свое время тоже стал большой неожиданностью. Из «старых» украинских академиков могу назвать Андрея Куркова, Романа Балаяна, потом большая группа вошла вместе с Мирославом Слабошпицким, то есть практически все, кто принимал участие в создании «Племени».

КТ. — То есть, например, Валентин Васянович?

АШ. — Безусловно, Васянович, а еще Ия Мыслицкая, как продюсер фильма. Кирилл Шувалов вошел в Академию за участие в создании фильмов Сергея Лозницы, который, кстати, тоже является академиком, но от Германии. Есть еще и Александр Роднянский (от России).

КТ. — А по какому принципу выбирается место проведения церемонии вручения? Каждый раз в новом месте?

АШ. — Нет, принцип очень простой, который был установлен еще при основании Академии, которой, кстати, в следующем году исполнится 30 лет. А основателями Европейской Киноакадемии является действующий президент Вим Вендерс, Анджей Вайда, который недавно ушел от нас, слава Богу жив Педро Альмодовар и еще несколько человек. И они тогда приняли решение для популяризации европейского кино: каждый нечетный год церемония проводится в Берлине, а каждый четный — в одной из европейских культурных столиц.

 Алік Шпилюк: «Фелікс» витонченіше «Оскара»

КТ. — То есть как Вроцлав в этом году?

АШ. — Нет, Вроцлав является официальной Культурной столицей Европы этого года, но это не является обязательным условием для выбора того или иного города для проведения церемонии «Феликса». Важно, чтобы город было связано кинематографически с европейским кино.

КТ. — А Берлин — потому что Европейская киноакадемия была основана там?

АШ. — Именно так. И штаб-квартира Академии до сих пор находится там.

КТ. — А упомянутые тобой отцы-основатели задумывали Академию и ее призы как противовес «Оскару»?

АШ. — Да, безусловно. И именно тогда и именно в противовес «Оскару» его назвали «Феликсом». Но потом это название довольно быстро сама собой исчезла и теперь они называются просто — Премия Европейской Киноакадемии. А вот статуэтка, которая вручается победителям, она совершенно явно является европейским ответом золотой статуэтке «Оскара». Во-первых, она серебряная, во-вторых — это девушка ..

КТ. — Даже несмотря на мужское имя?

АШ. — Ну да! И, как на меня, она более утонченная в своих формах, чем достаточно грубоватый «Оскар».

КТ. — А тебе приходилось и «Оскара» в руках держать?

АШ. — Да, приходилось. В городе Нижний Новгород, в студии Александра Петрова, который получил его за свой короткометражный мультфильм «Старик и море».

КТ. — А как отбираются фильмы — кандидаты на премию Европейской Киноакадемии?

АШ. — Эта процедура достаточно формализована. Прежде всего, существуют 20 европейских государств с наибольшим количеством членов Киноакадемии. Среди них Франция, Германия, Великобритания, Испания, Италия и т.д. Все академики из этой страны голосуют за лучший фильм в своей стране Таким образом отбираются первые 20 фильмов-кандидатов. Всего же Академия считает, что ежегодно должно быть рассмотрено около 50 фильмов, хотя порой их бывает несколько больше. Остальные 30 фильмов определяются путем опроса членов Совета Киноакадемии и привлеченных экспертов. О попасть в этот круг обсуждения можно двояко: во-первых, любой европейский продюсер может подать свой фильм на рассмотрение, во-вторых, это может сделать и любой академик. Для этого они должны обратиться в секретариат Академии, например, по электронной почте. Этот процесс подачи фильмов продолжается до 30 мая каждого года, а к середине июня Совет академии …

КТ. — Извини, что прерываю, но кто входит в этот Совет? АШ. — Он избирается ежегодно. Каждый европейский регион имеет право на представительство в Совете. В него входят около 20-25 членов. Так вот, в первый или второй уик-энд июня собирается Совет и приглашенные им эксперты по регионам Европы — Скандинавия, Балканы, Франция, Испания, Восточная Европа (и ваш покорный слуга в этом году является экспертом, который отвечает за Восточную Европу, в числе которых Россия, Украина, Беларусь и страны кавказского региона).

КТ. — То есть получается, что отбор этот — достаточно субъективный процесс.

АШ. — Наверное, можно согласиться с этим утверждением. Например, мне кажется, что в этом году без моего участия в Раде украинский фильм «Песня песен» Евы Нейман не был бы представлен в числе номинантов. Но в качестве своего рода компенсации за этот недостаток у продюсеров есть возможность непосредственно представлять фильмы, которые будут предложены для просмотра голосующим членам киноакадемии. Конечно, они выделяются в отдельный раздел, но за них все-таки голосуют академики. В этом году впервые на моей памяти один фильмов, который был подан самостоятельно продюсером (итальянский документальный фильм «С как Стенли» о водителе Стэнли Кубрика, кстати, совершенно фантастический) попал в номинацию «лучший документальный фильм».

КТ. — А выигрывали такие фильмы когда-нибудь?

АШ. — За последние пять лет — точно нет. Но я бы отдал свой голос за «С как Доллар» .

КТ. — А известно, насколько единым был выбор в этом году главного триумфатора «Феликса» — немецкой ленты «Тони Ердманн» Марен Аде?

 Алік Шпилюк: «Фелікс» витонченіше «Оскара»

АШ. — Результаты голосования не публикуются, но я, например, отдал ему свой голос в четырех из пяти номинаций. Думаю, так поступили и большинство моих коллег, ведь реакция зала на объявление о победе этого фильма в каждой номинации становилась все захопленіше.

КТ. — Что ж, спасибо за содержательную беседу. Творческих успехов и всевозможных благ в наступающем году!

АШ. — Спасибо! И всем читателям портала kino-teatr.ua также бажаютільки всего самого наилучшего. С наступающим Новым годом!.

Источник