Антельм Видо: Одесса – мифический город

 Антельм Відо: Одеса – міфічне місто

Несмотря на крайне напряженный рабочий график во время проведения 7-го Одесского Международного Кинофестиваля его программный директор Антельм Видо нашел время встретиться с корреспондентом портала kino-teatr.ua и рассказать о своем увлечении Танжером и Одессой, восторг от Майдана и планах на будущее.

КТ. – Наверняка нашим читателям известно, что ты является программным директором Одесского международного Кинофестиваля, но не мог бы ты подробнее рассказать про свою профессиональную карьеру?

АВ. – Я живу в Украине уже 5 лет; учился в университете Лиона по специальности «литература и социальные науки», а затем развернулся в прямо противоположном направлении и начал изучать менеджмент….

КТ. – В какой области? Финансы?

АВ. – нет, нет, заведение называлось «школой менеджмента» и был частным. А в качестве специализации я выбрал менеджмент культуры, и кино я обожал еще с детства и всегда хотел работать именно в этой сфере. Но не в качестве режиссера – я чувствовал, что у меня нет необходимых артистических наклонностей. Я видел себя организатором фестивалей и подобных мероприятий, и еще во время обучения в школе менеджмента я принимал участие в организации фестиваля короткометражных фильмов. А потом я несколько лет работал в Малайзии, где организовывал фестиваль европейского кино; после этого – в Марокко, в Танжере. Там я работал в Синематеке – когда-то это был старый кинотеатр в центре города, который был выкуплен коллективом артистов и художников и превращен в Сінематеку, где показывались старые хорошие фильмы и сохраняются классические марокканские фильмы.

КТ. – Извини, что прерываю, но побывать в Магрибе и в частности в Танжере – это моя мечта.

АВ, — Понимаю, ведь Танжер – это необыкновенный город, у которого есть много общего с Одессой. Эти 2 города принадлежат к числу мифических, к которым также можно причислить египетскую Александрию и Бейрут: все они были и остаются международными портами, которые всегда привлекали много артистов, художников и писателей и которые всегда вдохновляли их. Возможно сейчас они и утратили частицу своего величия, но все еще сохраняют свою уникальную душу. Для меня Танжер – это город Анри Матисса и Rolling Stones, которые написали там Paint It Black.

КТ. – А где-то неподалеку разворачиваются события Под покровом небес» — романа Пола Боулза, который почти всю жизнь прожил в Танжере, и фильма Бернардо Бертолуччи.

АВ. – Да, а еще надо вспомнить Джека Керуака, который провел там много времени. То же Танжер – действительно удивительный город, из которого я иммигрировал в Украину.

КТ. – Навсегда?

АВ. – Посмотрим. Так вот, про Украину я тогда ничего не знал, никогда здесь не бывал (как и в Восточной Европе в целом), но я хотел поехать заграницу и продолжать работать в аудиовизуальной сфере. Французский Институт в Украине как раз искал кого-то, кто бы занялся культурным сотрудничеством. Мне было предложено пост атташе по аудиовизуальным вопросам, который я с удовольствием принял. Для меня это было прыжком в неизвестность, но потом мне здесь очень понравилось. Хотя контраст сначала был невероятный: когда я ехал из Танжера, там было больше 30 градусов жары, а в Киев я попал в середине октября и здесь царила несколько иная атмосфера. Да и культурная разница сказывалась: марокканцы – очень экспансивные люди, очень гостеприимные и открытые, а украинцы мне сначала показались немного другими. Хотя и они после нескольких рюмок водки становятся такими же открытыми те гостеприимными (смеется). Итак, я проработал 2 года во Французском Институте в Киеве, занимаясь культурным сотрудничеством: всем известны Французский Киноклуб или же «Французская весна», а также и другие события, мастер-классы, ателье и подобные мероприятия, которые проводят в Украине при содействии Французского Института. А когда мой контракт в октябре 2014-го закончился, произошли 2 события: начался Майдан и мне предложили присоединиться к команде Одесского Кинофестиваля. Оба эти события стали для меня поворотными. Во время Майдана я увидел, как народ может изменить ход вещей, и я этот урок усвоил навсегда, ведь я чувствую до всех участников этого события абсолютный восторг. Что же касается Одесского фестиваля, то когда мне предложили стать членом команды…

 Антельм Відо: Одеса – міфічне місто

КТ. – Если не секрет, от кого ты получил предложение?

АВ. – Мне позвонила Юлия Синкевич (генеральный продюсер ОМКФ – КТ.), ведь она знала, что я выхожу на трансферный рынок в качестве свободного агента – по аналогии с футболом (смеется). Я с удовольствием принял это предложение. И вот уже три года я работаю в команде ОМКФ, и для меня это – фантастический опыт. На тот момент я уже знал Одесский фестиваль в качестве зрителя, и мне очень нравилась местная атмосфера. К тому же для меня Одесса – абсолютно кинематографическое город, здесь есть настоящая любовь к кино и невероятный энтузиазм. И оказаться так сказать с другой стороны экрана показалось мне замечательной идеей.

КТ. – А директором программ ОМКФ ты стал 2 года назад, ведь так?

АВ. – Да, это произошло в начале 2015-го года. И здесь важно подчеркнуть, что я не решаю все единолично – на фестивале отборочный комитет, среди членов которого в первую очередь надо отметить Алика Шпилюка. Именно он не только был в первые годы существования фестиваля, артистическим директором, но и является, с моей точки зрения, ключевой фигурой для кинематографического мира Украины. Алик помог мне во многом и продолжает делать это и сейчас – он консультирует меня, мы очень много дискутируем о разные фильмы, и радует то, что очень часто наши вкусы совпадают. И вообще все решения относительно программы мы принимаем консенсусом. Для меня это очень важно – мы очень часто спорим по поводу увиденных фильмов, которых получаем огромное количество (в этом году, например, почти 9 сотен). Мы все придерживаемся главного принципа в отборе фильмов – это фильмы авторские, но предназначенные широкой публике.

КТ. — А есть ли в программе фестиваля фильмы, против которых ты, как программный директор, был категорически против?

АВ. – Нет. У каждого члена отборочного комитета, конечно, есть право вето, но мы редко им пользуемся – мы отдаем предпочтение дискуссии и консенсуса. И в результате получается, что все фильмы в программе фестиваля дорогие каждому из нас, каждый фильм – как будто наше собственное произведение. И когда меня спрашивают, какой из фильмов программы мой любимый, мне очень трудно отвечать – я готов защищать каждый фильм, каждый кадр, защищать так, будто я сам их снял.

 Антельм Відо: Одеса – міфічне місто

КТ. – В этом году в программах фестиваля появились новые программы – европейского документального фильма и телесериалов. Кому принадлежала эта идея?

АВ. – Как и почти все на фестивале, это была коллективная идея. В отношении документального кино, то 2 предыдущие годы у нас уже было много неигрового кино во внеконкурсных программах, в программе «Путь к свободе», посвященной Майдана, революции достоинства и всем аналогичным событиям по всему миру. Еще была программа неигровых фильмов о музыке. Поэтому мы готовили публику к документальному кино последние 2 года, а этого года мы почувствовали, что публика готова, и решили запустить новую конкурсную программу неигрового кино. Что же касается программы телесериалов, то Юлия Синкевич уже давно хотела организовать ее и я поддержал ее, ведь много фестивалей – даже такие как Канны или Берлин – показывают в своих программах сериалы. Тем более, что у нас на программе «Сериалы!» есть замечательные партнеры — Media Resources Management и FILM.UA

КТ. – А в следующем году тоже стоит ожидать чего-то новенького?

АВ. – Я очень на это надеюсь, ведь наша команда старается отражать все многообразие мирового кино – то географическое, жанровое или форматное.

КТ. – Кстати, у меня есть идея относительно того, какой фильм показать в следующем году на Потемкинской лестнице: ты и сам прекрасно знаешь, что 2004-го Pet Shop Boys на заказ мэрии Лондона написали саундтрек к «Броненосца «Потемкин» для показа на Трафальгарской площади.

АВ. – А можно я прокомментирую это «не под запись»?

 Антельм Відо: Одеса – міфічне місто

Источник